Имя Всеволода Санаева начало появляться в титрах кино еще до войны. В картине «Волга-Волга» он играл лесоруба - лихо играл на пиле, плясал и пел озорные частушки. Гримеры потрудились над ним изрядно: огромная борода закрывала лицо. Из-под лохматой шапки выглядывали дерзкие смешливые глаза.
Пройдет не столь много времени, и зритель разглядит, узнает и полюбит актера.
Открытого русского парня доброго, надежного, застенчивого в проявлении чувств. Экранные персонажи во многом совпадали с сутью характера самого актера. Таков красноармеец из картины «Сердца четырех», Добряков из фильма «Любимая девушка».Много и успешно Всеволод Санаев начинает сниматься со второй половины 50х годов — принимает участие в фильмах «Первый эшелон”, «Рассказы о Ленине"` «Пять дней— пять ночей», «Оптимистическая трагедия», «Это случилось в милиции», «Скуки ради" и др. Все увереннее, мощнее заявляет о себе его талант. К актеру приходят прочное признание, слава мастера умеющего открыть нам истинно народные характеры.
У всех на памяти одна работа актера — удивительный по достоверности старик Федос из фильма «Белые Росы»‚ а всего за творческую жизнь сыграно более восьмидесяти ролей!
И первой страницей в биографии, наложившей свой отпечаток на все дальнейшее, была работа Всеволода Санаева на сцене Московского Художественного академического театра. Хотя с тех пор минуло много лет, он продолжал считать себя «художественником»
В музее МХАТа есть творческая карточка Всеволода Васильевича Санаева. Там значатся сыгранные им роли, основные этапы его актерской судьбы. 4 октября 1937 года двадцатипятилетний Всеволод Санаев был посвящен в артисты.
Он вступает в темное фоне театра, отзвук шагов тонет в мягком сукне, со стен смотрят портреты знаменитых артистов. С душевной робостью и трепетом познавал молодой артист свой театр. Завораживали великие мхатовские «старики» царственная Книппер, неотразимый Качалов, добродушный, всегда элегантный Москвин. А во главе театрального дела стоял уже совсем не досягаемый Владимир Иванович Немирович-Данченко
Сегодня эти имена— история и легенда советского театра. Для Санаева великие мастера были учителями, партнерами и единомышленниками в сценическом творчестве Незабываемы уроки этики и эстетики искусства, которые преподал молодым Немирович-Данченко, участие в спектаклях со знаменитыми артистами.
Вот первые шаги на сцене «Горе от из» Чацкий — Каналов, его безмолвный слуга — Санаев. Он свято уверовал тогда, что в любой роли. даже самой маленькой надлежит быть артистом. Эта вера сохранилась у него на всю жизнь. Это тоже урок, урок нравственности. А вот партнерство с Москвиным — почти «на равных». В спектакле «Любовь Яровая» Санаев играл темного, забитого солдата которому приказано куда-то сопроводить запуганного профессора. Менялась власть, гремела гражданская война, а эти двое путались под ногами красных и белых, не понимая, что происходит.
Больше всего любил Санаев спектакль «Горячее сердце». Ему довелось сыграть в нем три роли: Гаврилу, Наркиса, Градобоева. Три актерских амплуа: неудачливый любовник, наглый фат и комический злодеи. Три острохарактерные роли в комедии Островского!
Особенно запомнился Санаеву дебют в роли Гаврилы. Какие актеры были заняты в спектакле! Москвин, Тарханов, Шевченко, Хмелев… Волей обстоятельств Гаврила оказывается вовлеченным в круговерть пьяных бесчинств хозяев города. «Мой бедный Гаврила попадал под «каприз» Хлынова. Страшновато было перевоплощение Москвина. Помню лицо подрядчика, заплывшее жиром, одутловатое от пьянства. Вдруг в щелках глаз появлялось что-то похожее на мысль, мысль жестокую и коварную. Меня охватывал ужас. Я действительно ощущал себя несчастным приказчиком, которого может растоптать взбесившийся самодур» — вспоминал Всеволод Васильевич.
В театре все складывалось, казалось бы, вполне удачно. Были хорошие роли. Всеволода Санаева считали актером репертуарным. Он мог бы достойно проработать всю жизнь на уважаемом академической сцене. Но страсть к кино оказалась роковой. Вопреки здравому смыслу, как тогда представлялось, артист меняет свое устойчивое положение на неверную капризную судьбу киноактера. Произошло это в середине пятидесятых. И как выяснилось здравый смысл не всегда бывает лучшим советчиком. Всеволод Санаев угадал свою необходимость кинематографу.
Поддержите статью лайком и комментарием, а канал подпиской.
Свежие комментарии